ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Когда обращаться к логопеду?
Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.
2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3 годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!
Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым.
"Заставим язычок трудиться!"
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
"Заборчик" - широко улыбнуться и показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних) удерживать - 5-7сек.
"Слоник" - вытянуть губы "трубочкой" (зубы сжаты). Удерживать 5-7сек.
Чередовать упражнения N1 и N2
"Непослушный язычок" - широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося : "пя-пя-пя". Повторить 3 раза.
"Блинчик на тарелочке" - широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз :"пя". Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать 3-10сек.
"Чистим зубы" - открыть широко рот, улыбнуться показав зубы. Затем кончик языка "чистить зубы" изнутри, двигая им вправо-влево (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Нижняя челюсть не двигается. Повторить 5-6 раз.
"Вкусное варенье" - широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык).
"Маляр" - широко открыть рот, улыбнуться, показывая зубы. Кончиком языка "красить" потолок, двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться "от потолка" и двигаться влево- вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться.
"Лошадка" - приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно- быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.
"Качели" - широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык.
"Варенье" - приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повторить 2-3 раза.
"Конфетка" - упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) - "спрятали конфетку за щеку", нажать не сильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию)
"Больной пальчик" - положить широкий плоский кончик языка между губами (т.е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти посередине через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох.
"Индюк" - приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к "бл-бл-бл:". Тянуть звук 5-7 сек., сделав сначала глубокий вдох.
Речевые игры.
1.Развитие слухового внимания
Цель: развитие координации чувства ритма
Оборудование: бубен (вместо бубна могут быть просто хлопки в ладоши)
Описание игры.
Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бегут. 2. Развитие фонематического слуха
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Описание игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, ребенок хлопает в ладоши.
2. Развитие физиологического дыхания.
Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование: таз с водой и бумажные кораблики.
Описание игры. Чтобы кораблик двигался дуть на него нужно плавно, не торопясь, сложив губы, как для звука Ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер: "П-п-п" - губы складываются, как для звука П. Дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.
3. Развитие голоса
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Описание игры: По сигналу "вьюга начинается" ребенок тихо говорит: « У-у-у». По сигналу «сильная вьюга» - громко: «У-у-у». По сигналу "вьюга кончилась" - замолкает. Желательно, чтобы ребенок меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3раз. В этом случае удобнее словесные указания взрослого заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – «громче», плавное движение руки вниз – «тише».
4. Развитие речевого дыхания, связной речи.
Цель: развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.
Оборудование: сюжетные картинки.